В феврале компания Facebook начала кампанию по
выходу на мировой рынок. Во многих странах ей пришлось столкнуться с уже
существующими сетями, использующими принцип Facebook. Клоны американского сайта
предлагают те же возможности: позволяют добавлять друзей, выкладывать
фотографии и создавать группы.
В России компания столкнулась с социальной сетью "Вконтакте".
Специфика социальных сетей заключается в том, что для пользователя решающим
фактором при выборе сайта, которым он будет пользоваться, является количество
друзей, уже зарегистрированных на ресурсе. В сети "Вконтакте"
зарегистрировано более 14 миллионов пользователей. Facebook пользуется более
100 миллионов человек по всему миру. Однако количество российских пользователей
у нее значительно меньше аналогичного показателя "Вконтакте".
В англоязычных странах Facebook является лидирующей социальной сетью и растет
быстрее конкурентов. По сообщениям мониторинговой компании comScore, Facebook
доминирует на рынках Великобритании, США и Канады. Однако на таких крупных
рынках, как Германия, Россия и Китай, где сильны позиции местных социальных
сетей, компания развивается гораздо медленнее.
При этом руководство Facebook абсолютно уверено, что их компания выйдет на
лидирующие позиции и в этих странах. Дело в том, что они могут тратить на
развитие и рекламу своей сети гораздо больше, чем конкуренты. Над Facebook
работает команда программистов, которые создают различные приложения для сайта.
Компания стремится предоставить иностранным пользователям как можно больше
возможностей.
Представители Facebook уже заявили, что предоставят программистам средства для
перевода приложений на другие языки, чтобы ими смогли пользоваться люди, не
владеющие английским. Еще одним плюсом сети является то, что ею могут
пользоваться люди, разговаривающие на разных языках. В связи с этим российский
пользователь будет иметь возможность пообщаться со своими друзьями из других стран.
Один из разработчиков программного обеспечения Facebook Алекс Москалюк ранее
заявлял, что компания не разрабатывает специальную стратегию по привлечению
пользователей других социальных сетей. "Можно потратить время на
обдумывание стратегии борьбы с конкурентами. А можно потратить время на
улучшение своего продукта, – заявил он. – Мы предпочитаем делать второе".
Однако теперь тактика Facebook, видимо, изменилась. 18 июля компания подала в
калифорнийский суд иск против немецкой социальной сети StudiVZ, которой
пользуются 10 миллионов человек в Германии, Австрии и Швейцарии.
Американская компания обвиняет немецких конкурентов в нелегальном использовании
своей интеллектуальной собственности. В заявлении, направленном в суд
адвокатами компании, говорится: "Большая часть успеха (а возможно, и весь
успех) компании связана с копированием и нелегальным использованием
интеллектуальной собственности Facebook". Американцы требуют возмещения
ущерба и закрытия сайта StudiVZ, сообщает AFP.
По мнению аналитиков, это может стать началом волны судебных исков против
клонов Facebook по всему миру. 24 июля основатель американской компании Марк
Цукерберг заявил на конференции разработчиков Facebook: "Мы по-разному
будем работать с разными компаниями. Но если кто-то нас явно копирует, мы
позаботимся о том, чтобы такого больше не происходило".
Как сообщает AP, одним из самых вероятных кандидатов на роль ответчика
следующего судебного иска Facebook может стать российская социальная сеть
"Вконтакте".
Глава StudiVZ уже ответил на обвинения: "Несмотря на огромные усилия,
Facebook не удалось выйти в лидеры на немецком рынке. Теперь они пытаются
помешать StudiVZ при помощи суда. Похоже, их стратегия звучит так: "Если
не можешь превзойти их, подай на них в суд". Существует огромное количество
социальных сетей. Facebook не первая и, конечно, не единственная".
Он также отметил, что Facebook стремится к мировой монополии на социальные
сети. В случае, если "Вконтакте" предъявят обвинение, тактика защиты
российской компании, скорее всего, будет похожа на немецкую.